16:01
Читаем классику

24 декабря в канун католического Рождества в студии «Рудничок» прошло тематическое занятие  «Тема Рождества в стихотворении Бориса Пастернака «Рождественская звезда».

Современница Бориса Пастернака, пианистка М.В. Юдина, входившая в круг близких друзей поэта, однажды написала ему, что если бы он не создал ничего, кроме этого стихотворения, ему было бы обеспечено бессмертие на земле и на небе.

Обсуждению и анализу этого стихотворения и было посвящено занятие, которое прошло в форме беседы.

Перед началом беседы были зажжены свечи в рождественском венке, который ещё имеет название адвент, что в переводе с латинского значит пришествие. Также адвентом у западных христиан называется период рождественского поста, предшествующего празднованию Рождества. Длится адвент месяц. За 4 недели до Рождества верующие  проходят подготовку – постятся, совершают добрые дела, занимаются благотворительностью, вспоминают события библейской истории. В конце каждой из четырёх недель зажигается в венке по одной свече. На исходе адвента, в канун Рождества, в венке горят все четыре свечи...  

Ребята, принимавшие участие в беседе, вспомнили главное событие Нового Завета – рождение Христа.  Для всех собравшихся ещё раз пересказала эту историю, опираясь на детскую библию, Варя Козменко. Её рассказ был сопоставлен с произведением Пастернака «Рождественская звезда». Катя Кислицына, Даниил Денисов, Вика Райс, Варя Козменко, Ивонна Ерошенко, Алиса Зайцева, Маша Кирюшина, Аня Петрова – каждый из ребят подготовил для чтения наизусть отрывок из этого стихотворения, и все вместе они прочли его полностью. Затем началось обсуждение этого литературного произведения. Обсуждались вопросы: чем понравилось стихотворение? в какую атмосферу оно погружает читателя? что можно сказать о его стиле и жанровых особенностях?..

Отдельно была проведена словарная работа, ведь в этом произведении есть историзмы, архаизмы и встречаются просто непонятные слова,  со значением  которых многие из ребят познакомились впервые.

Рассуждая о жанровых особенностях произведения, учащиеся определили, что ведущий тип речи в нём - повествовательный, причём автор в ходе повествования достигает эффекта присутствия читателя на месте происходящего события: как будто бы мы здесь и сейчас, вместе со всеми персонажами спешим приветствовать новорожденного Христа. И всё же «Рождественская звезда» - это лирическое произведение. Об этом свидетельствует и его форма – стихотворная, и ясно ощутимое отношение поэта к описываемому библейскому эпизоду: мы чувствуем, с какой теплотой, доходчивостью, как в детской сказке, красиво, мелодично и очень душевно рассказывает Пастернак о младенце Христе, о шествии к нему великого числа людей. Лирическое содержание в произведении – это не только выражение чувств автора, но и его мыслей. В этом стихотворении Пастернак, поэт-философ, не просто ещё раз художественным и поэтическим языком пересказал нам библейское событие,  но и показал масштаб этого события, его значимость в мировой культуре и философии.

С рождением Спасителя возникла в мире новая христианская вера, новая религия – христианская. Новое христианское учение, новая вера оказали влияние на мировоззрение народов, принявших эту веру в качестве официальной религии, на философию, на мировосприятие, на культуру и на традиции этих народов. Она повлияла на ход всей дальнейшей истории. Это событие – рождество Христово – легло в основу нового летоисчисления.  Библейские мотивы и сюжеты стали использоваться в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, театре и многих других. Рождественское дерево, украшения, подарки (дары), традиции празднования Нового года – всё уходит своими корнями в это главное библейское событие Нового Завета. Вот об этом и говорит Пастернак в своём стихотворении. Эту мысль  продолжил Миша Тыванюк, который очень содержательно рассказал о рождественской теме в изобразительном искусстве, представив подборку знаменитых полотен живописцев разных эпох. Ребята с интересом и удовольствием листали альбомы с репродукциями картин, которые принёс для них Миша.

Об этом и ещё о многом другом говорили на занятии. Ребята очень тщательно готовились к нему, но не всех, к сожалению, удалось послушать. Например, Катю Кислицыну, которая подготовила рассказ и презентацию о жизни и творчестве Бориса Пастернака. Поэтому тема эта будет продолжена.

Закончилась встреча развлечением – ребята слушали рождественские гимны и работали с пазлами - собирали рождественский вертеп (воспроизведение сцены Рождества), обязательный наряду с венком и елкой атрибут празднования Рождества в странах Западной Европы. Рождественские вертепы со святым семейством там устанавливают повсюду: в квартирах, парках, на городских площадях, в витринах магазинов…

Значение подобных тематических встреч заключается в расширении кругозора учащихся,  пополнении их знаний и словарного запаса, формировании навыков поддерживать беседу на темы искусства и литературы, в формировании умения видеть взаимосвязь различных сфер человеческой мысли  - философии, литературы, изобразительного искусства, театра и в осознании связи человеческой мысли и жизни общества.

 

 

Просмотров: 295 | Добавил: pressa_ddt | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar