Репортаж
26.01.2021, 07:07

Публицистический жанр репортаж

Что такое репортаж?

Репортаж относится к оперативно-исследовательским жанрам публицистики.

Репортаж даёт читателю наглядное представление о событии. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший или наблюдающий событие, а может даже и участвующий в нём. Мы видим это событие глазами автора-репортёра, чувствуем  его, авторскую, оценку происходящего, его личное отношение к изображаемым событиям. Подачей материала в репортаже автор должен суметь создать эффект присутствия читателя (слушателя), как будто бы читатель (слушатель, наблюдатель) видит всё происходящее своими глазами.

 

Репортаж, как уже было сказано, оперативно-исследовательский текст. Это значит, что цель репортажа – оперативно, то есть по горячим следам, донести информацию и, самое главное, проанализировав эту информацию (исследовав), её истолковать.

 

Как журналист-репортёр подаёт материал?

Как уже было сказано, материал в репортаже подаётся с анализом. При этом событие отражается в том виде, как оно происходило на самом деле. Основу репортажа составляет последовательное описание события. Воспроизводятся детали, подробности, которые в сочетании с последовательностью изложения создают эффект присутствия репортёра на месте события. Репортёр может приводить в своём репортаже свидетельства других участников или очевидцев события, но они будут лишь дополнительной цитатой в тексте, в котором всё же главенствует автор. Автор репортажа не обязательно действующее лицо события, о котором он повествует, но всегда – активный наблюдатель и комментатор его. События в репортаже не инсценируются, а воспроизводятся так и в той последовательности, как они происходили в реальности.

 

Итак, элементы репортажа: 

  • Последовательное воспроизведение события, динамизм повествования.
  • Наглядность. Репортёр воссоздаёт картину происходящего события путём использования предметного описания деталей, приведения подробностей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц.
  • Предельная документальность. Репортёр не прибегает ни к реконструкции, ни к ретроспекции, ни к творческому вымыслу (который возможен, например, при очерке и фельетоне).
  • Аналитичность. Освещая событие в репортаже, публицист анализирует это событие, освещает со всех сторон, являясь его исследователем.
  • Эмоционально окрашенный стиль  повествования. Придаёт рассказу репортёра дополнительную убедительность. Эмоционально окрашенный стиль позволяет репортёру передать своё отношение к событию и заразить своей точкой зрения читателя (слушателя).
  • Активная роль личности репортёра. Мы видим событие глазами рассказчика-репортёра, который в то же время нас, читателей, слушателей и зрителей, побуждает к размышлению.

Задание.

  • Познакомившись с текстом, развёрнуто объясните, что значит высказывание: «Публицист-репортёр постоянно помнит, что его задача – дать аудитории почувствовать ту атмосферу, в которой разворачивается событие, дать увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетель». Как репортёр этого достигает?
  • Объясните значение ключевых слов лекции: репортаж, оперативный, аналитический, реконструкция, ретроспекция.
  • Подготовьте к занятию примеры репортажей, взятые из газет или интернета.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: pressa_ddt
Просмотров: 394 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar