11.09.2021, 09:52 | |
Рассказ – художественный жанр. О чем нужно знать, приступая к сочинению рассказа. Рассказ относится к эпическим жанрам художественной литературы (наряду с повестью, романом, сказкой, былиной и др...). Вспомним, что нам известно об эпосе как роде литературы. …Автор эпического произведения повествует о каких-то внешних событиях жизни, происходящих в реальной действительности. При этом позиция автора несколько отстранённая. Автор – объективный повествователь. Эпические персонажи действуют в объективных обстоятельствах жизни… Всё сказанное относится к жанру рассказа. Все эти черты роднят рассказ с другими эпическими жанрами.
Теперь назовём особенности жанра рассказа.
На рассказ похожа повесть. Но повесть гораздо большего объёма, нежели рассказ.
Разновидность жанра рассказа – новелла. Новелла тоже малый повествовательный (эпический) жанр. От классического рассказа новелла отличается остротой конфликта, драматизмом сюжета. Новелла нередко завершается неожиданным финалом. Жанр новеллы особенно популярен в западно-европейской литературе. Таковы, например, многие произведения Дж. Боккаччо (итальянского поэта и гуманиста эпохи Раннего Возрождения) и Ф. Саккетти (итальянского поэта и писателя XIV века), Маргариты Наваррской (французской принцессы, жившей в середине XVI века, одной из первых женщин-писательниц во Франции), романтиков Эдгара По, Проспера Мериме, живших в XIX веке… В русской литературе новеллами можно назвать произведения А.С. Пушкина «Выстрел», «Станционный смотритель»… Новеллы часто бывают фантастического содержания, когда граница между реальными и фантастическими событиями стёрта. Новелла и рассказ – две разновидности единого жанра.
Образ рассказчика. Всякая книга кем-то рассказана (не путать образ рассказчика с автором!). Но мы никогда не задумываемся об этом, когда читаем произведение. А между тем образ рассказчика всегда незримо присутствует в повествовании. Рассказчик может вплотную подойти к автору, слиться с ним. А может полностью отдалиться от него, стать совсем другим лицом. (Это можно сравнить с тем, как нам не однажды приходится слышать одну и ту же историю из уст разных людей. В этом случае история звучит по-разному, и в каждом новом пересказе обретает новый смысл). За манерой повествования в рассказе, его атмосферой и духом стоит незримый образ рассказчика. Мы чувствуем его в стиле произведения, манере повествования, построении произведения, лирических отступлениях. Например:
Иногда автор применяет приём «словесной маски». Персонаж произведения "берёт на себя" роль рассказчика. В этом случае мы видим происходящее как бы его глазами. Например, старуха Изергиль в одноимённом рассказе Горького, Максим Максимович у Лермонтова, простодушный безымянный рассказчик в юмористических рассказах М.Зощенко. В рассказах Зощенко словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора – это усиливает художественный эффект. Необходимо помнить о том, что совершенно недопустимо отождествлять реального автора с образом рассказчика, повествователя. Автор произведения и рассказчик не одно и то же лицо, хотя, в иных случаях, их позиции, мысли и чувства могут быть очень близки.
Задание. В качестве примера рассказа как жанра художественной литературы прочти рассказ «Телеграмма» К. Паустовского. Ребятам начальной школы рекомендуем рассказ «Кот-ворюга». Приготовьтесь к обсуждению рассказов с точки зрения их идейного содержания и композиции. Учитывая всё сказанное выше, сочини рассказ, объёмом не более 6 страниц печатного текста.
Рекомендации по сочинению рассказа:
Успеха в творчестве!
| |
| |
Просмотров: 618 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |