12.01.2021, 10:50 | |
Летопись современности или публицистическая речь Ребята, мы уже говорили с вами о том, что публицистическая литература – это литература, в которой затрагиваются проблемы современного общества. Публицистику ещё называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским… С публицистическими текстами (с публицистической речью – письменной или устной) мы сталкиваемся каждодневно – в средствах массовой информации (СМИ): газетах, журналах, в речи теле и радио журналистов. Сегодня мы поговорим о языке (иначе - стиле) публицистических произведений. Публицистический стиль начал формироваться в ораторском искусстве ещё в эпоху ранней античности – в VIII — IV веках до н.э.) в речах античных ораторов: Горгия, учителей риторики – софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана… Однако о корнях публицистического стиля будет отдельная лекция. Сегодня же поговорим об особенностях стиля современной публицистики (по учебнику Григория Яковлевича Солганика «Стилистика русского языка» для 10-11 классов). Язык (или стиль) публицистических произведений имеет свои особенности, которые определяются главным назначением публицистических материалов – доносить информацию до читателей (слушателей) и воздействовать на их мысли и чувства. Стиль публицистических произведений, подобно стилю художественной литературы, обладает значительной силой воздействия на читателя. Как и в художественной литературе, в нём используются самые разнообразные тропы (то есть обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении - эпитеты, метафоры, олицетворение, аллегории…) и другие многообразные лексические и грамматические средства. Однако, при всей близости стилей публицистического и стиля художественной литературы, публицистика – словесное искусство особого рода. Она принципиально отличается от художественной литературы. Художественная литература силой воображения писателя создаёт хотя и правдоподобный, действенный, но вымышленный мир. Публицистика же ориентирована на факт, документ. Художественная речь условна. Мир, творимый художником, вымышлен, воображаем. Он почти как настоящий, но не настоящий. Автор не выносит прямых оценок ни героям, ни их поступкам. Он исподволь, непрямо подводит читателей к таким оценкам. Прямое вмешательство автора в текст хотя и возможно, но не свойственно художественному стилю. Оно может быть или специальным, осознанным приёмом (и читатель это ощущает), или проявлением художественной слабости, неумелости. Задача писателя, романиста – изображать, рисовать, показывать действительность посредством созданных им картин, образов персонажей. И только через них выражать свои симпатии и антипатии. Здесь функция убеждения, оценки вторична. Публицист же прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. В публицистическом стиле функция убеждения первична, она выражена в слове. Что же представляет собой язык публицистики? Публицистика – это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публицистики – жизнь в обществе, политика, экономика – касается интересов каждого человека. А там, где есть интерес, не может быть безразличия, индифферентности, то есть равнодушия. Невозможно бесспорно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Вялые выражения, обтекаемые формулировки здесь просто неприемлемы. При этом ещё необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и процессов. По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Публицист не пассивный регистратор событий, но активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым он привержен. Газетно-публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Публицист сообщает о фактах и даёт им оценку. Взаимодействие этих двух функций – информирования и оценки – и определяет употребление слова в публицистике. Весь лексикон литературного языка открыт для публицистики. И главный критерий употребления и отбора речевых средств – общедоступность. В языке публицистического произведения исключаются языковые средства, не обладающие этим качеством: узкоспециальные (например, профессиональные термины) слова и выражения, диалектные слова и другие слои лексики – всё, что может вызвать затруднения в понимании сообщения. Газеты и журналы - читают, теле и радиопередачи - слушают академики и рядовые рабочие, старики и молодые, учителя и инженеры, врачи… Газету читает народ. Поэтому газетное слово должно быть простое слово, обладающее в то же время способностью очень ясно и очень точно выражать самые сложные понятия. Функция воздействия – важнейшая для газетно-публицистического стиля. И публицистика с целью воздействия на читателя берёт из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. (Интересно, что некоторые толковые словари русского языка, например, словарь под редакцией Ушакова, дают к некоторым словам стилистические пометы «газетное», «публицистическое». Это значит, что данные слова характерны для газеты, публицистики, закреплены за ними. Почти все эти слова имеют яркую оценочную окраску, например: агентура, активизация, акция, боляка, бомбист, бутербродный писака, верхушка, веха и др…). Эти примеры показывают, что публицистика использует для выражения оценки готовый, с давних времен существующий в языке материал. В качестве примера можно привести слова и выражения из библии – библеизмы. Они придают речи меткость, образность, оценочность. Например, в названиях материалов: не ждать манны небесной, соломоново решение, не испив той чаши, время собирать камни… Воздействующая функция газетно-публицистического стиля особенно ярко проявляется в синтаксисе. Публицистика отбирает синтаксические конструкции (конструкции построения предложения), обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, как правило, сжаты, ёмки, лаконичны. Очень характерна для многих публицистических жанров также идущая от разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения, напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина. В качестве примера «рубленой прозы» приведем фрагменты из публицистических текстов:
У каждого публицистического жанра свои стилистические особенности. О них речь в следующей лекции. Для закрепления прочитанного материала просмотрите презентацию, содержащую главные моменты лекции, и выполните задание. Ссылка на презентацию здесь: http://deti-literatura.ucoz.site/master-klass/publicisticheskij_stil.pptx
| |
| |
Просмотров: 696 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |