Интервью
03.04.2021, 07:27

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте лекцию о том, что такое интервью.

Подготовьте интервью на тему, которая была бы интересна широкому кругу читателей, слушателей (даже если, например, вы подготовите простую беседу с вашим сверстником, тема вашего разговора должна быть интересна многим ребятам вашего возраста). Примеры интервью, подготовленные нашими учащимися, можно увидеть на страницах газеты "Литературный сундучок" в номерах 5, 8, 10, 12.

Также в конце теоретической части приводится пример простейшего интервью (с целью знакомства) учащейся младшей группы «рудничат» с новичком студии "Рудничок".

 

Интервью – это беседа (предназначенная для печати, передачи по радио, телевидению) с каким-либо лицом, имеющая общественный интерес.

Перед корреспондентом, готовящем интервью, стоят две важнейшие задачи:

  • выявить точку зрения собеседника по определённому вопросу (или вопросам), теме,
  • рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.

В основе текста интервью лежат высказывания собеседника – его живая речь, отражающая особенности его мышления. Корреспондент, берущий интервью, должен суметь уловить эти особенности и передать их в тексте - ответах собеседника.

Роль корреспондента в интервью не сводится к записыванию ответов собеседника. В интервью, как и в любом публицистическом жанре, должно присутствовать авторское «Я». В интервью автор выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как действующее лицо. В интервью присутствует авторская позиция. Она выражается в авторском стиле, манере речи, содержании и постановке вопросов, идейной позиции автора.

Готовясь к интервью,  журналист предварительно знакомится с будущим собеседником и темой их разговора. Продумывает вопросы и чётко их формулирует в соответствии с темой и задачами интервью.

Во время беседы журналист вежлив, корректен. Имеет при себе заранее подготовленные вопросы. Опираясь на базовые вопросы (придуманные заранее), во время живой беседы журналист формулирует новые вопросы, подсказанные ходом беседы, беседует непринуждённо, без привязки к «базовым» вопросам.

Интервью имеет определённую композицию (построение), схожую с любым литературным сочинением:

  • вступление, в котором корреспондент представляет собеседника,
  • основную часть - сама беседа,
  • заключение,  которое может содержать благодарность, добрые пожелания собеседнику или особые, заключающие, вопросы.

Основная часть интервью (сама беседа) также имеет свою композицию, зависящую от размещения вопросов и связи между ними.

Есть интервью обычное, вопросы которого задаются в продуманном заранее порядке, однако могут и переставляться, менять свою последовательность (когда изменение места вопросов не влияет на течение разговора).

Кроме обычного интервью, может быть интервью - импровизированная беседа.

В импровизированном интервью вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна. Ход такой беседы непредсказуем и более интересен. Современные журналисты любят работать в такой – импровизированной – форме интервью.

Типы вопросов для интервью:

 

 

  1. зондирующие (выявляют эмоциональное состояние собеседника),
  2. информационные (о фактах),
  3. уточняющие («в досыл»): можно уточнить?.,
  4. контрольные (уже заданные вопросы переформулируются и задаются снова),
  5. эстафетные (вопросы-связки, для перехода от темы к теме, поддержания разговора),
  6. вопросы-мосты (для  резкого перехода к другой, родственной теме: а вот с этого места поподробнее…, хотелось бы узнать ещё вот  что…, а сейчас поговорим вот о чём… и т.п.)
  7. заключающие.

Необходимо помнить о том, что далеко не всегда в ходе интервью журналист пользуется только вопросами. Это могут быть реплики, поддерживающие беседу или перебивающие собеседника с целью уточнения фактов, возвращения к теме и т.д.

Нельзя «привязываться» к заранее подготовленным вопросам по причине боязни «забыть» вдруг какой-то вопрос и тем самым вызвать заминку в беседе. Интервью – это живая беседа. Подготовленные заранее журналистом вопросы могут лежать во время беседы рядом с ним, и журналист может посматривать в свой конспект, чтобы контролировать себя - все ли вопросы, какие он хотел, были заданы собеседнику? Чем непринуждённее  будет проходить беседа, тем она будет интереснее, тем более свободен, «не зажат»,  будет собеседник, тем полнее он раскроется.

Журналист, готовящий интервью, должен быть психологом, должен уметь расположить собеседника, сделать так, чтобы собеседник захотел  отвечать на его вопросы. Собеседник должен видеть искреннюю заинтересованность того, кто его расспрашивает. Поэтому навыки общения - коммуникативные навыки – очень необходимы любому журналисту, а тем более готовящему интервью.

 

Пример интервью. Тема – знакомство, беседуют Матвей Шайдуров и Маша Кирюшина (ребятам по 10 лет)… Матвей  - новичок в коллективе «рудничат», поэтому инициатор знакомства – Маша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Привет, Матвей!

- Здравствуй, Мария! Кажется, тебя так зовут?

- Да… Мы уже не раз встречаемся с тобой в Доме творчества... Ты мне кажешься интересным и целеустремлённым человеком. Можно я задам тебе несколько вопросов?

- Спасибо за комплимент! Да, отвечу с удовольствием. Давай познакомимся.

- Матвей, а ты искренне будешь отвечать на мои вопросы?

-Конечно, я буду отвечать честно, и, возможно, даже открою пару своих секретов…

- Из какой ты школы?

- Я учусь в 4 классе средней школы №34, эта школа одна из самых первых в Рудничном районе, она построена в 1936 году, а в 2002 году стала носить имя Героя России Станислава Амелина (это звание ему было присвоено посмертно, Станиславу было всего 20 лет, когда он погиб…). Маша, я как-нибудь тебе расскажу эту героическую печальную историю…

- Расскажи о своей семье.

- У меня замечательная семья, хотя и самая обыкновенная: папа, мама, я и с недавнего времени мой младший братик Иван.

- Ты ходишь в литературную студию «Рудничок», как и я, только в  другое время. Почему тебе нравится сюда ходить?

- Я знакомлюсь и общаюсь с интересными людьми, учусь писать рассказы и выразительно читать стихи, и хотя все это мне дается с трудом, иду вперед навстречу новым знаниям.

- Какое еще хобби у тебя, кроме «Рудничка»?

- Сейчас у меня из хобби остались только шахматы, получается играть не очень часто, но я стараюсь прибегать на занятия в любую свободную минуту (кружок шахмат у меня в школе). Ну и еще я занимаюсь самбо.

- Где ты живешь?

- Я живу в нашем славном Рудничном районе, на улице, названной в честь великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова!

- Какие у тебя оценки в школе?

- Ох, Мария это каверзный вопрос, но я обещал отвечать честно… так что, каюсь… оценки по русскому языку средние… Я, конечно, не двоечник, но мама мне говорит, что до отличника по этому предмету мне надо очень сильно потрудиться!

- А какой у тебя любимый предмет в школе?

- Любимый предмет в школе, скорее всего математика, люблю все считать.

- Ты публиковался уже в нашей газете или на сайте «Рудничка»?

- К сожалению, пока нет, но я активно над этим работаю, и в ближайшее время смогу похвастается этими достижениями.

- Я знаю, что ты пишешь рассказ о своей семье… О чём он?

- О всех членах нашей семьи (папа, мама, я, брат, возможно, еще бабушка и дедушка). Скорее, всего, это будет рассказ под названием «Один день из жизни нашей веселой семьи».

- Если бы ты мог стать животным, то каким бы ты захотел стать?

- Наверное, хотел бы стать морской черепахой, это очень позитивные и целеустремленные животные и они долгожители!

- Если бы ты попал в сказку и увидел золотую рыбку, то какие три желания ты бы загадал?

- Вот это вопрос! Я даже растерялся, хочется всего и сразу и при этом ничего конкретного... Так я, наверное, отвечу совсем по-взрослому, и ты мне не поверишь, но я правда попросил бы: здоровья для всей моей семьи, чтобы все вокруг меня были счастливы, ну и лично для себя - пятерок побольше!

- Мне интересно, как ты совмещаешь самбо с «Рудничком»?

- Самбо необходимо мне для физического развития и закаливания спортивного духа, а вот «Рудничок» - это работа моей души.

- Если бы  тебе вручили бесплатный билет на самолёт, куда бы ты полетел?

- Хотел бы побывать во многих странах, но, наверное, сначала бы полетел в Сочи и побывал бы на всех олимпийских объектах и в деревнях.

- Чего ты с нетерпением ждёшь в будущем?

- Знаешь, Маша, я пока оставлю это в секрете, очень хочу, чтобы задуманное осуществилось, ведь тогда это изменит многое в моей жизни и жизни моей семьи. Но я обещаю, как только задуманное будет сделано на 90%, я обязательно с тобой поделюсь.

- Тебе понравились мои вопросы?

- Да, мне очень понравились твои вопросы, они были разносторонними, и некоторые из них меня заставили задуматься.

- Теперь ты у меня о чем-нибудь спроси.

- Расскажи в пяти словах самое главное о себе.

- В пяти словах???...

- Ладно, я тебе помогу: Я МАША – САМАЯ КРАСИВАЯ ДЕВОЧКА!

Категория: Мои файлы | Добавил: pressa_ddt
Просмотров: 391 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 varvarastejnikova • 13:59, 17.04.2021
Очень познавательный материал! Объяснено всё доступно, простым и понятным языком. К тому же есть пример этого жанра в конце. У Маши и Матвея получилось необычное интервью, которое я прочла с интересом!
avatar